Устройство карбюраторов (часть вторая)
2.
Приготовление горючей смеси. Назначение карбюратора
Приготовление
бензовоздушной смеси в любом случае осуществляется путём введения
бензина в воздушный поток, который создаётся во впускном тракте
двигателя при его работе. Из-за разности начальных скоростей
воздуха и топлива происходит распыливание последнего, то есть
дробление струи топлива на капли. В результате увеличивается
поверхность испарения и улучшается перемешивание топлива с
воздухом, что способствует образованию однородной смеси. На
двигателях японских автомобилей в настоящее время используются
два спо-соба подачи топлива и смесеобразования: карбюратор
или впрыск топлива во впускной трубопровод. Несмотря на то,
что большинство современных бензиновых двигателей в настоящее
время оборудованы системами впрыска бензина, в России эксплуатируется
большое количество японских автомобилей с карбюраторными системами
питания. Для правильной их эксплуатации необходимо чётко представлять
себе назначение карбюратора и принципы его работы.
Карбюратор
выполняет следующие основные функции:
введение топлива в воздушный поток, его распыливание
и частичное испарение, что является начальной стадией процесса
смесеобразования;
далее эта смесь поступает во впускной трубопровод, где
происходит дальнейшее испарение топлива, а далее в цилиндры
двигателя;
дозирование топлива в соответствии со скоростным и нагрузочным
режимом работы двигателя;
изменение количества смеси в соответствии с режимом работы
двигателя.
Кроме
того, карбюратор должен обеспечивать надёжный пуск двигателя
(как холодного, так и горячего), быстрое изменение состава
смеси при быстром открытии ДЗ, работу двигателя в условиях
повышенных температур. Ограничение токсичности ОГ привело
к оборудованию карбюратора дополнительными устройствами, превратив
его в один из самых сложных узлов автомобиля. Наибольшее количество
таких устройств используется в карбюраторах японских автомобилей.
Карбюратор вместе с воздушным фильтром (рис. 1) установлен
на входе впускного тракта, продолжением которого является
впускной трубопровод, впускные каналы головки блока цилиндров
и впускной клапан.
Воздушный поток во впускном трубопроводе создаётся в такте
впуска, когда впускной клапан открыт, при движении поршня
от верхней мёртвой точки (ВМТ) к нижней мёртвой точке (НМТ).
В результате в цилиндре давление становится ниже атмосферного
и создаётся разрежение (разрежением или "вакуумом"
называется разность между атмосферным давлением и давлением
в какой-либо ёмкости, если это давление ниже атмосферного).
В результате воздух "следует" за поршнем, и во впускном
тракте создаётся воздушный поток. Разрежение во впускном трубопроводе
существенно зависит от степени открытия ДЗ и частоты вращения
вала двигателя: оно максимально при полном её закрытии и высокой
частоте вращения вала двигателя; напротив, оно минимально
при полном открытии ДЗ и низкой частоте вращения вала двигателя.
Воздушный
фильтр выполняет две основные функции:
очистка всасываемого воздуха от посторонних включений;
снижение шума, возникающего при всасывании.
Очевидно,
что более важна первая функция, так как неотфильтрованный
воздух вызывает быстрый износ двигателя, не говоря уже о нарушениях
в работе карбюратора.
В то же время к карбюратору из топливного бака через топливный
фильтр с помощью бензонасоса (как правило, механического диафрагменного
типа, приводимого в действие посредством эксцентрика распределительного
вала) подаётся топливо, которое затем через соответствующие
каналы и дозирующие устройства поступает в воздушный тракт
карбюратора, где происходит начальная стадия смесеобразования.
|