Повышенный расход топлива.
Повышенный
расход топлива - наиболее сложный с точки зрения
поиска возможных причин дефект карбюратора. Основные, чаще
всего встречающиеся причины этого могут быть следующим:
неправильная регулировка привода пускового устройства,
при которой воздушная заслонка остается в частично закрытом
положении при полностью утопленной кнопке управления;
неплотно завернутый корпус клапана ЭПХХ, в связи с чем
топливный жиклер холостого хода неплотно прилегает к седлу
в корпусе карбюратора;
установка несоответствующих модели карбюратора жиклеров,
включая топливный жиклер холостого хода, перепутывание местами
главных воздушных жиклеров;
засорение отложениями воздушных жиклеров;
неисправность системы управления ЭПХХ, отсутствие пластмассового
наконечника на запорной игле электромагнитного клапана;
негерметичность экономайзера;
неправильный водитель.
Кроме
того, не стоит забывать, что низкая экономичность может быть
вызвана и другими, не зависящими от карбюратора причинами:
износом цилиндропоршневой группы и механизма газораспределения,
нарушенными углами опережения зажигания и установки колес,
состоянием шин, наличием багажника на крыше и т. п.
Практика
показывает, что размеры калиброванных отверстий в жиклерах
при изготовлении выдерживаются точно и при правильной эксплуатации
по существу с течением времени не изменяются. Поэтому обычно
нет нужды проверять их действительную пропускную способность,
достаточно ориентироваться на заводскую маркировку. Но если
такая необходимость все же возникла (например, есть подозрение,
что кто-то грубо чистил жиклеры стальной проволокой), то следует
иметь в виду, что цифры маркировки показывают количество кубических
сантиметров изооктана, протекающего через жиклер за минуту
при высоте напора 500 мм. Но изооктан автолюбителю взять негде,
и для точного контроля можно применять воду с высотой напора
1000 мм, а для пересчета пользоваться приведенным здесь графиком
( а вот графика пока и нет... Обязуюсь найти). Кроме того,
надо отметить, что проливка изооктаном дает результат, в численном
выражении близкий к диаметру отверстия, обозначенному сотыми
долями миллиметра (как у прежних моделей карбюраторов ДААЗ).
Приблизительно, для общей ориентировки, эти маркировки можно
считать идентичными.
Проверку
экономайзера начинают с контроля диафрагменного узла. Для
этого к демпфирующему жиклеру (разумеется при снятом карбюраторе)
приставляют встык толстостенную резиновую трубку с наружным
диаметром 6 мм и создают в ней разрежение - грушей или, в
крайнем случае, ртом (если автомобиль заправлен неэтилированным
бензином). Когда в системе обнаруживается утечка, вначале
проверяют затяжку винтов крышки экономайзера; при негерметичной
крышке разрежение под ней не достигает требуемого уровня.
К снижению мощности двигателя приводит и засорение демпфирующего
жиклера.
Чтобы
оценить его состояние, нужно снять крышку экономайзера и подуть
в трубку, приставленную к жиклеру. Ну а в случае, когда поводом
для беспокойства послужило не ухудшение динамики, а возросший
расход топлива, следует сразу снять крышку и осматривать диафрагму:
если в ней есть разрывы, то через них бензин подсасывается
в задроссельное пространство.
Другой
возможный, хотя и крайне редкий источник неисправности - несъемный,
запрессованный в корпус карбюратора шариковый клапан экономайзера.
Его герметичность можно проверить, прижав к выходному отверстию
клапана (при снятой диафрагме) резиновую трубку и создав в
ней разрежение. Но не исключен и, так сказать, противоположный
дефект: засорение выходного отверстия клапана или подводящего
канала. Проверяется это так. При помощи тонкого стержня отжимают
шарик клапана, а затем между ним и седлом помещают кусочек
тонкой медной проволоки длиной 15...20 мм, следя, чтобы он
не проскочил внутрь. К отверстию клапана вновь прижимают резиновую
трубку, но так, чтобы торчащая проволока вошла внутрь нее.
Свободный проход воздуха по трубке свидетельствует об отсутствии
засорения. Вынимая проволоку из клапана, отжимают шарик от
седла иглой. Здесь нужна особая осторожность, чтобы не обломить
ее и не повредить клапан.
И,
наконец, контролируют наличие жиклера экономайзера, размещенного
под диафрагмой. Он съемный, на резьбе, поэтому может быть
легко потерян.
В
дополнение, после выполнения всех вышеописанных работ по устранению
возможных причин повышенного расхода топлива на карбюраторах
моделей 2108, 21081, 21083 можно рекомендовать увеличить сечение
воздушного жиклера главной дозирующей системы первичной камеры,
имеющего маркировку "165" (В 21083 изначально стоял
жиклер "155", а позднее завод заменил его на "165",
наверное с той же целью экономии топлива. Но динамика точно
пострадает!). С этой целью жиклер осторожно рассверливают,
зажав хвостовик сверла диаметром 1,6 мм в ручные тиски, и
вращая жиклер с эмульсионной трубкой пальцами. Как показывает
опыт эксплуатации ВАЗ-2108 такое увеличение сечения воздушного
жиклера и связанное с этим обеднение состава смеси на подавляющем
большинстве экземпляров карбюраторов не приводит к ухудшению
ездовых качеств автомобиля и способствует дополнительному
снижению расхода топлива на 0,2...0,4 л/100 км.
|